Кухни в викторианском стиле, как правило, подвергаются самым значительным изменениям в ходе реконструкции домов. Зачастую владельцы попросту приходят к мнению, что сохранение аутентичности без ущерба функциональности и удобству невозможно.
Так, современная плита пришла на смену дровяной печи, холодильник встал на место кладовой, а посудомоечная машина и вовсе произвела революцию в кухонном быту. Но значит ли это, что мы не сможем сохранить некоторые черты викторианского интерьера и при этом модернизировать его в достаточной степени?
Строгая и практичная, кухня в викторианскую эпоху существенно отличалась от остальных помещений дома по внешнему виду. Домовладельцы не считали нужным тратить много денег и сил на её архитектурный облик. Сегодня эта нарочито простая эстетика способна стать основой для создания чистого и добротного образа, или же вы можете добавить некоторые узнаваемые черты к уже существующему интерьеру, аутентичному или имитированному.
Плита
Самой характерной особенностью викторианской кухни было расположение плиты внутри каминного дымохода. Если площадь позволяет, найдите возможность установить дровяную печь — она придаст интерьеру ощущение уюта и ни с чем не сравнимое очарование. Лучше, если она будет располагаться рядом с обеденным столом, а чугунная или медная посуда создаст нужный антураж.
Декор: завершение композиции
В любой композиции завершающий штрих расставляют с помощью декора. В английском интерьере он используется повсеместно: от деталей мебели до безделушек. Викторианский дизайн часто украшают восточными сувенирами. К таковым относятся вазы, статуэтки, каменные и деревянные фигурки из дорогих пород.
Но следует помнить и про функциональные детали:
- Текстиль, используемый повсеместно в помещении, обычно расшит восточными мотивами, изображениями животных и растений. Как правило, сюжет соответствует рисунку на обоях. В тон должны быть подобраны шторы и их отделка.
- Если используется марокканская пестрая плитка, то нужно подобрать такие пестрые решения для других частей кухни или комнаты в студии. Это может быть мозаика в виде картины на стене, витраж в мебели в гостиной, лоскутный чехол диванной подушки, отделка шторы, люстра.
- Люстры часто становятся центром обеденной зоны или гостиной. Более грубые – в колониальном интерьере, более ажурные – в классическом английском дизайне – светильники могут стать акцентом помещения. Тогда ни плитка фартука, ни шторы не должны перетягивать на себя внимание.
В такой кухне можно на время забыть о чувстве меры: деталей здесь может быть достаточно много, что и отличает викторианский дизайн от классического. И даже такие общие детали, как шторы, изысканность линий, витиеватость декора, не будут такими же сдержанными. А это уже дает волю фантазии.
Сервант
Хочется сразу оговориться, что такой предмет мебели способен выступать в поддержку викторианского стиля в одиночку, даже в отсутствие соответствующей плиты. В его составе нет верхних шкафов, расположенных на уровне глаз. Открытые полки, больше свойственные современным интерьерам, обеспечивают лёгкий доступ к нужным вещам.
Аутентичные серванты могут стоить очень дорого, да и найти их бывает непросто. Но вряд ли стоит жалеть деньги и время на поиск и покупку такого красавца, тем более что его легко можно перекрасить в подходящий цвет.
Буханка
Народная английская мудрость гласила “за презентацией отправляйся к хорошему шефу, а за вкусом – к хорошему повару”. После французской революции в Великобритании стало модно заводить французских поваров (“шефов”) – и они, надо сказать, немало изменили кухонный климат страны. Позволить такую роскошь себе могли только самые богатые аристократы – но именно как роскошь. К французской кухне британцы относились в лучшем случае снисходительно, полагая, что соседи вынуждены мучиться с избыточно сложными деликатесами просто потому, что лишены нормального мяса.
Те, кто не мог позволить себе выписать из-за Ла-Манша француза, обходились местными поварихами. В небольшом доме – допустим, в городской квартире небогатого издателя, вроде хозяйства миссис Битон, – повариха также мыла посуду, убиралась в кухне и подметала крыльцо. В доме побольше ей в услужение добавлялась посудомойка. В большом загородном доме – небольшая армия прислуги рангом ниже. Сама повариха в таком случае готовила только пирожные, желе, мороженое и самые изысканные блюда, а “простая готовка” ложилась на плечи первых и вторых кухонных горничных, которым в помощь была, в свою очередь, все та же посудомойка.
посудомоечная
Должность посудомойки была самой низкой (и низкооплачиваемой) из возможных – и при этом самой тяжелой. Рабочий день начинался в 6 утра с приведения в идеальный порядок кухни. Необходимо было вымыть полы и полки, вымести пепел из очага и плиты и начернить и зажечь последнюю. Если хозяйка любила принимать водные процедуры в дождевой воде – то первым делом приходилось вскипятить ее. А дальше ей целый день приходилось полировать медные кастрюли и сковородки (смесью соды и лимонного сока) и мыть тарелки (разведенной до своеобразного желе мыльной стружкой). И да, это было то еще занятие! В 1830-х Европу штурмом захватила сервировка a la Russe. Если раньше блюда с едой выставлялись на стол (в определенном порядке) и передавались от гостя к гостю (тоже в определенном порядке), чтобы те сами накладывали себе еду, то теперь во всех приличных домах еду подавали слуги – а посуду между сменами блюд меняли. Скромных, даже жалких 6 смен блюд во время ужина на небольшую группу гостей – и вот высится гора из нескольких сотен предметов посуды. И все это до изобретения резиновых перчаток!
Если в доме было небольшое количество кухонных горничных, посудомойка также мыла и чистила овощи, а в иных случаях и варила. Но и на этом обязанности посудомойки не заканчивались – ей вменялось ощипывать птицу, чистить рыбу и снимать шкуру с мелких животных вроде кроликов. Ну а поскольку викторианцы любили, чтобы все это безобразие подавалось с головой, то заодно и выковыривать им глаза.
Через год-полтора посудомойку могли повысить до второй кухонной горничной и перевести из влажной и темной посудомоечной в невыносимо жаркую кухню. Встав во все те же 6 утра, она готовила стол – наполняла мукой и сахаром чаши, выставленные на стол, проверяла, достаточно ли в солонке соли, подготавливала овощи и травы для украшения, выкладывала для поварихи и первой горничной все ложки и ножи, которые могут понадобиться в готовке – и выставляла специальные деревянные паллеты, на которых приходилось стоять во время работы. Несмотря на жар от плиты и, возможно, очага, каменный пол оставался невыносимо холодным. Вторая горничная также подогревала муку, ставила опару и возможно, если первая горничная был занята, даже пекла хлеб. На ее плечи ложилась также задача установки “ледяных пещер” для суфле и приготовления мяса на вертеле.
Отношения с противоположным полом среди слуг категорически не поощрялись. Дворецкий, садовник или конюший еще могли завести семью, но для прислуги женского пола брак практически всегда означал увольнение. Чтобы подобного не случилось, девичью честь коршуном стерегла экономка. Зачастую буквально – пройти в комнаты горничных можно было только через ее спальню. И все же услужение было для многих молодых девушек способом не только подзаработать, но и найти мужа.
Для тех же, кто действительно собирался строить карьеру, позиция второй горничной была отличной возможностью многому научиться – у первой горничной и поварихи, а еще у французского шефа, которого гости хозяев могли захватить с собой. В городе так и вовсе можно было пойти в отель – за относительно небольшую плату, 5-10 шиллингов, шеф-повар Савоя позволял наблюдать за своей работой.
Через два-три года девушка могла попробовать найти работу первой горничной (или “второй поварихи”, как ее еще называли) в другом доме. Особенно критичным был этот переход для горожанок – за несколько лет работы во влажных холодных подвалах Лондона многие неизбежно зарабатывали легочные болезни.
На плечи первой горничной ложилась вся “простая готовка” для столовой и готовка для классной комнаты и детской. Кроме этого, именно первая горничная готовила для всех остальных слуг, которые могли быть не менее привередливыми, чем хозяева дома.
По большому счету, хорошее питание было чуть ли не самым серьезным плюсом работы в услужении. Крыша над головой – с одной стороны, да. Но с другой – слуги только самого высокого ранга, вроде экономки или дворецкого, жили в хоть сколько-то достойных условиях. Лакеи и горничные, работающие не только в кухне, но и “наверху”, в доме, устраивались на ночь в спартанской обстановке. Хорошие хозяева давали своим слугам кровать (девушки обычно ее делили), половичок (ковры заканчивались там, где начиналось служебное крыло), раковину для умывания и вешалку. Коробка, с которой девушка прибывала в услужение, обычно запиралась хозяевами до увольнения – считалось, что личные вещи соблазняют слуг на дальнейший “сбор мусора”. Зарплата у слуг тоже была более, чем скромная (в 1880-х: от жалких 12 фунтов в год для посудомойки до 70 фунтов у профессиональной поварихи), и тем болезненней была необходимость ее тратить. За свой чай и сахар – и за одежду с обувью – приходилось платить самостоятельно. Но вот еда! Слуги ели далеко не такие изысканные блюда, как хозяева, но продукты, как и их количество, впечатлят даже современного читателя. Слуги Одли-энд съедали в среднем от пол-фунта до фунта мяса в день (современный британец съедает в среднем 225 г, а житель России – 166 г), и заедали его огромным количеством масла, сделанного на собственной маслобойке из молока поместных коров. Всем слугам полагалось также пиво – полпинты на ланч, пинта на обед и еще полпинты на ужин. Как женщины, так и мужчины от пива обычно отказывались, предпочитая забирать “пивные деньги”. Старшим слугам – экономке, поварихе, дворецкому, камердинеру хозяина и горничной хозяйки, обычно около полудюжине человек – в неделю позволялось выпивать четыре бутылки вина.
Кабинет поварихи. На левой стене – окно, с обратной стороны прикрытое стеллажом (фото выше). Сквозь него повариха следила за работой на кухне.
Повариха готовила только “настоящие”, самые сложные блюда. Когда завтрак завершался, она писала меню на ланч и ужин, после чего относила его хозяйке для одобрения. В домах поменьше хозяйка сама спускалась на кухню – к ее приходу кухню отдраивали до блеска, стол застеливали белой скатертью, а рядом с меню клали карандаш. Горничные из кухни непременно выгонялись.
Закончив утреннюю работу – желе, мороженое и пирожные – она была свободна. Если не было необходимости готовится к большой вечеринке.
Самое занятое время наступало без пяти минут девять, на пороге ужина. Ужин был грандиозным мероприятием, которое требовало секундной точности. Пять-шесть перемен блюд, гости, удаленность кухни от столовой и при этом необходимость подавать еду горячей… В “Руководстве домашней экономикой” (Manual of domestic economy, 1857) Дж. Х. Уолш писал: “Как Наполеон всегда мог собрать свои войска на определенном месте в определенное время, из какой бы дали они ни маршировали, так и повар, хорошо знающий свое дело, может добиться того, чтобы все блюда были готовы“. Д-р Уильям Китчинер в своем “Поварском оракуле” меланхолично замечал, что “в спешке нельзя ничего делать в совершенстве, разве что ловить блох”, но все-таки советовал стремиться к точности, синхронизировав часы в кухне и столовой.
5 5 votes
Article Rating
Related
Кухонный стол
Правильный кухонный стол довершит викторианский образ. Такой массивной конструкции нечего делать в столовой: её необходимо поместить в центр рабочей зоны. По сути, именно такой стол является предком кухонного острова, без которого сегодня не обходится ни один дом. Лучше, если он будет выдержан в контрастном относительно шкафов цвете.
Планировка
Традиционная викторианская кухня — это пространство с рабочей областью в центре, простыми шкафами и открытыми полками. Современная интерпретация этого образа должна быть функциональной, эффективной и идеально подходящей для увлечённых кулинаров. Черты викторианского стиля в этом интерьере — резные оконные наличники и облицовка стен вагонкой белого цвета.
Дизайн стен
Ткань или влагостойкие обои с изображением цветов, птиц и животных, наиболее используемые материалы при оформлении стен. Вполне уместным будут рисунки в виде полос или шотландской клетки. Нижнюю часть стен отделывают деревянными панелями с резьбой. Цвет дерева должен быть полностью выдержан при оформлении кухни.
Цвета, которые используют при отделке стен:
- бежевые и песочные цвета;
- красновато-коричневые тона и полутона;
- светло серые оттенки используют для акцента в определенном пространстве.
Одним из наиболее подходящих материалов, используемым при отделке кухни, является искусственный камень. Кухонный фартук принято оформлять кафелем. Неприемлема отделка пластиком. Самый дешевый вариант отделки – отштукатуренные и окрашенные стены.
Раковина
В рассматриваемую нами эпоху и раковины, и рабочие области устанавливали в отдельных помещениях вроде кладовой. С наступлением эры открытых планировок эти комнаты или превратились в прачечные, или исчезли совсем. Одно не изменилось: над раковиной в викторианском интерьере по-прежнему должна располагаться большая деревянная сушилка для тарелок.
Освещение
И викторианские кухни, и современные одинаково нуждаются в хорошем освещении, хотя в далёком прошлом этот аспект был ещё более значимым, поскольку кухонные помещения довольно часто обустраивались в подвалах. Светильники — практичные, не помпезные — следует располагать над рабочей областью. Именно такие представлены на фото: их можно регулировать по высоте, в зависимости от текущих нужд.
Финальные штрихи
Если вы решили, что ваша кухня будет традиционной, убедитесь в том, что выбранный вами стиль действительно царит в её интерьере. Очень важно обращать внимание на облик любых металлических изделий, в том числе смесителей и фитингов. Сегодня многие компании производят ретро-интерпретации этих приспособлений.
И помните: то, что ваша кухня примерила на себя викторианский наряд, вовсе не лишает вас возможности устанавливать современное оборудование. Просто приборы необходимо скрывать за мебельными фасадами, чтобы они не вносили диссонанс в образ.
Готовы придать вашей кухне очарование викторианской эпохи? Расскажите нам о своём опыте!
Гарнитур для студии в английском стиле
Кухонная мебель в таком интерьере играет значительную роль: здесь уже нет места маскировкам и слиянием с отделкой стен, как принято в минимализме и функциональном современном оформлении. Тем более особенное внимание следует уделить выбору гарнитура для студии, в которой есть возможность реализовать самые витиеватые проекты.
- Типично английский викторианский комплект мебели будет довольно вычурным, но все же более сдержаннее, чем в рококо или барокко. Здесь будет больше готики и эклектики, но присутствуют и классические черты. Это имитация колонн, лепнина, барельефы, накладные молдинги и фрезеровка.
- Подобный дизайн нередко использует порталы вокруг плиты и вытяжки, что делает гарнитур более нарядным и торжественным. Но такие решения применимы исключительно в просторных помещениях.
- Колониальная мебель может быть более простой, но очевидно старинной. Здесь используются кованые накладки для декорирования, но нет излишне вычурных деталей. Фасады кухни будут скорее потертые, чем украшенные позолотой. Именно здесь более уместна марокканская плитка или отделка с восточным сюжетом, чем белый глянцевый кафель.