Советский Союз – это по-настоящему эпохальное государство. За историю своего существования этой стране пришлось пережить несколько витков развития, каждый из которых существенно отличался один от другого. Причем перемены касались не только самого государства и геополитических амбиций и планов его руководства, но и обычных советских граждан. А все потому, что главная особа в той далекой державе, генеральный секретарь ЦК КПСС, единолично принимал многие решения, которые очень часто имели непосредственное отношение к быту обывателей. В сегодняшней статье мы как раз и рассмотрим то, в каких условиях жили граждане Советского Союза, а точнее – вспомним обстановку их квартир и домов, прежде всего – знаменитые советские стенки.
Образцы мебели советского времени и поныне легко встретить в типичных хрущевках и «чешках». Зачастую это изделия, выпущенные в последние годы существования государства, имя которому — СССР. Этой страны нет уже четверть столетия, но она, как оказалось, – отличный производитель мебели, которая служит людям до сих пор, как, собственно, и многие другие вещи того времени.
Исторический экскурс
В первые годы становления Союза советы вряд ли думали об обстановке жилищ трудящих и крестьян. Те десятилетия после революции были трудными для всех, людям приходилось использовать ту мебель, которая у них уже была. Тогда даже в перспективе не существовало такого понятия, как «советские стенки».
Все производственные мощности были направлены на становление государства как такового, после — на удовлетворение нужд фронта. В эти годы основной производитель мебели в стране – это деревообрабатывающие комбинаты и фабрики, лесопильни, небольшие артели, где предметы интерьера делались вручную. Обстановка богатых домов того времени отличалась вычурностью и помпезностью, она поддерживала каноны дореволюционных лет. Шкафы, серванты, комоды и трюмо были добротными, массивными, их делали из дерева, часто ценных пород, украшали красивой резьбой и росписью. Такое могли себе позволить немногие, а потому именно эти образчики мебели советских лет ныне — наиболее ценные.
Простые же обыватели довольствовались довольно грубыми тумбами и шкафами, сколоченными из того, что было под рукой. Ни о какой эстетике и роскоши речь тогда идти не могла.
Спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны партией было принято решение о том, что необходимо отказаться от излишеств в строительстве. Касалось это положение и личного пространства граждан, а значит, и внутренней обстановки их домов.
Бабушкин «антиквариат»
Население страны в то далекое время было поставлено в довольно жесткие условия существования. В ту пору началось массовое переселение людей из сел в города, в том числе и столицу Союза. Селиться им приходилось в коммунальные квартиры, общежития или отдельные комнаты, которые выделяли горожане для «лимиты» с целью получения дополнительного дохода.
Теснота вынуждала многих избавляться от массивной обстановки, загромождающей жилые помещения, а потому качественная и красивая мебель, а также гарнитуры, пережившие революцию, доставшиеся людям по наследству, безжалостно выбрасывались.
Те же, кому квадратные метры позволяли сохранить старинную мебель, не прогадали, ведь она стала впоследствии предметом зависти для многих, особенно в условиях труднодоступности современных на то время аналогов. Советские стенки были дефицитным товаром, приоритетным для многих в перечне необходимых покупок. За ними люди записывались в очередь, к тому же семьи подолгу копили деньги на новые гарнитуры и диваны.
Гостиная в классическом стиле (+68 фото)
Стоит отметить, что классический стиль – это общее понятие, которое объединяет в себе ряд разнообразных направлений. Под ним, как правило, понимают: античный стиль, исторические европейские стили XVII-XIX веков (классицизм, ампир, барокко и рококо), национальные европейские традиционные стили, а также современные интерьеры, оформленные с учетом общепринятых традиционных канонов.
Сегодня классический стиль зачастую выполняется с использованием современных достижений в области дизайна. К тому же, в одном интерьере, выдержанном в классике, можно встретить отголоски сразу нескольких традиционных стилей.
Как бы там ни было, классический интерьер всегда будет отличаться гармоничностью, симметрией, торжественностью, качеством материалов отделки, текстиля и аксессуаров.
Поэтому для оформления гостиной в классическом стиле достаточно придерживаться основных рекомендаций:
Симметричность.
Темперамент стиля выражается в симметричной расстановке архитектурных форм и групп, а также строгостью линий и ясно проявляющейся геометрией. Чаще всего именно в классическом интерьере можно провести одну или несколько условных линий, разделяющих пространство на равные части, и получить стороны, что будут зеркально отражать друг друга. Симметрия имеет первостепенное значение для античного направления и классицизма.
Изящество и шик.
Века существования течения определили его как стиль, характерный для внутреннего убранства жилищ состоятельных людей. Это неудивительно, ведь в былые времена лишь обеспеченные люди могли позволить себе позаботиться не только о наличии крова над головой, но и об эстетике собственной обители. Примечательно, что обилие помпезных декоративных элементов характерно в большей степени для барокко и рококо, в то время как классицизм может отличаться скромностью и аскетизмом.
Натуральность материалов.
Для отделки, меблировки и декорирования подойдут такие материалы как: дерево, камень, металл, качественные натуральные ткани. Конечно, на сегодняшний день рынок предлагает большое количество синтетических аналогов природных материалов, однако именно перечисленные варианты последних относятся к аутентичной версии направления, и смогут воссоздать изысканность, присущую классическому стилю.
Освещение.
Ни для кого не секрет, что до начала прошлого столетия электрические источники света были распространены крайне слабо, следственно одна люстра в гостиной была не в состоянии справиться со своей ключевой задачей. В такой ситуации на помощь приходили альтернативные источники света на стенах, каминах и столах. Таким образом, для завершения классического интерьера следует позаботиться и о дополнительном освещении в комнате.
Не квартирами едиными
Массового производства товаров из категории предметов народного потребления, к которой относились шкафы, стенки, серванты, обеденные гарнитуры, диваны и кресла, на то время не было. Однако упомянутое выше постановление изменило существующий порядок вещей. Правительством было принято решение о том, что необходимо снабдить население простой и доступной мебелью.
Это произошло в тот период, когда началось массовое расселение людей в отдельные квартиры. Домов тогда строилось много, но вот качество квартир в них оставляло желать лучшего. Однако маленькие, часто смежные комнаты с низкими потолками все равно были для многих пределом мечтаний.
Советская мебель того времени была довольно интересной. Фабрики отказались от использования натурального дерева для ее изготовления, заменив этот материал на ДВП и МДФ. Дизайнеры предложили тогда потребителям изделия в стиле минимализм. Если описывать первые советские стенки, то их можно охарактеризовать как небольшие модули, которые состояли из двух-трех секций.
«У вас еще сервант? А мы стенку купили!» — Мебель СССР
«До какой нелепости доходили наши предки! Они мучались над каждым архитектурным проектом… А теперь во всех городах возводят типовые кинотеатры, типовые многоэтажные дома… Одинаковые лестничные клетки, окрашенные в типовой приятный цвет, типовые квартиры, обставленные стандартной мебелью, в двери врезаны типовые замки…» — так начинается знаменитая советская комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Эти слова точно передают ту среду, в которой жил советский человек. Когда люди начали переезжать из коммуналок в «хрущевки», чтобы уже в 1980 году встретить коммунизм в отдельной квартире, возникла необходимость обустройства частного быта.
Тогда и была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с окружающими его предметами. В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях. В данном учреждении разрабатывались такие разделы науки о дизайне как ритмика, современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других.
Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х — начала 1970-х годов Ю. В. Случевский , К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова, Э. Вельбри и другие. Однако, типовая советская мебель, наполнявшая типовое жильё была простой, без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональной. Элементы и детали унифицируются, используются лакированные ДВП, ДСП, пластмасса вместо дерева. Излишнее украшательство и стилизация тормозили массовое серийное производство. Дизайнеры находились в поиске конструктивизма 20-30х годов.
Одним из главных предметов мебели в уже несуществующем Советском Союзе, являлся сервант.
Сервант – это низкий буфет, состоящий из двух частей. Нижняя часть представляет собой шкаф, а верхняя часть – это надстройка, она имеет вид шкафчика поменьше. Чаще всего надстроечная часть серванта остеклена. Он может быть разборным и неразборным. Высота серванта, как правило, небольшая. Часто встречаются модели с деревянной нижней частью, в некоторых из них выделено место для небольшого мини-бара.
Изначально сервант предназначался для хранения посуды. В нём тщательно и бережно расставляли чайные и кофейные сервизы, наборы бокалов и рюмок, хрустальные комплекты, стеклянные фигурки и прочие мелочи. Сервизы очень редко использовались, или не использовались вообще. Все это могло храниться годами в неизменном виде. Иметь в доме сервант было престижно.
В начале 70-х годов начинается эпоха щитовой мебели, исчезает типологическое разнообразие, она делается «одна на всех». И в конечно итоге все типы мебели заменила «стенка».
«Стенка»— предмет многофункционального назначения, насыщена различным оборудованием и устройствами с усложнённой внутренней структурой и композицией: чередованием открытых и закрытых ярусов со свободным размещением открытых ниш. В «стенке» усиливается стремление к подчеркиванию и выявлению вертикальных членений корпусных изделий, к насыщению лицевых поверхностей декоративными средствами».
«Стенка» могла занимать пол комнаты в крохотной квартире, но не иметь ее было нельзя. Это был не просто предмет бытового назначения, а объекта престижа. «Стенка» дала толчок и к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Надо было чем-то заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами.
На «стенку» долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.
У одной моей подруги родители тогда не могли себе позволить стенку и купили превосходный полированный сервант, а у другой, помню, была стенка не с квадратным, а круглым стеклянным проёмом. Это казалось очень современным и красивым, насколько я могла оценить мебель будучи ребёнком. У нас дома, как и во всей стране, одна мебель сменялась другой в зависимости от «современных» течений и возможностей достать тот или иной предмет. Был у нас сервант, затем появилась стенка и спустя некоторое время сменилась на другую, более дорогую по тем временам. На меня это не производило впечатления, так как у детей были совсем другие заботы и интересы, разве что я могла отличить однообразные квадраты от дверцы с круглым окном, о чем я писала выше.
Итак, типовая квартира 70-х годов состояла из дивана и «стенки», полированного стола, двух кресел и журнального столика. Расстановка мебели у всех была одинаковой, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Жилище обставляли, исходя из одного принципа — «уместить бы!»
Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями.
Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.)
Для многих семей это было спасением. Иногда, единственная комната вечером превращалась в одно большое спальное место: диван-кровать, кресла-кровати, раскладушки, матрасы на полу. В 7 утра раскладушки исчезали, кровати превращались в диван и кресла, а модный торшер и журнальный столик занимали свои прежние места. Днём комната вновь превращалась в гостиную.
днём гостиная
ночью спальня
Каждодневные спортивные упражнения с мебелью (сначала до щелчка от себя, потом с силой на себя, потом наоборот) совершало большинство советских граждан, так как кровати не были настолько популярны и даже считались чем-то неприличным после недавних мучений на пружинных сетках с пирамидками подушек на них.
Софа –еще один предмет советского жилища, путём несложных манипуляций так же превращалась в спальное место, но имела существенный недостаток. После 5-6 лет эксплуатации поролон в подушка превращался в труху. У хозяина софы было два выхода: набивка и перетяжка или ватное одеяло поверх жёстких проволочных рёбер.
Бельевые тумбы и комоды были-таки предметом роскоши. Обычно они стояли в спальнях и свидетельствовали о том, что в квартире есть настоящая спальня.
Так же обязательным предметом советской квартиры трельяжи и зеркала с тумбочкой. Где установить этот предмет гордости, решали сами хозяева.
Трельяжа у нас дома не было, но был у подружки. Стоял он в гостиной, хотя слово «гостиная» мы не знали и всегда говорили проще — большая комната. Мы развлекались, рассматривая себя в нём сразу с трёх сторон. У моих родителей зеркало с тумбой стоит в спальне, а у другой подружки стояло в прихожей.
Кресла были в общем неплохи – удобные, с разнообразной обивкой, взгляд радовали, комфорт создавали.
В нашем доме они были столько сколько себя помню. Изначально мягкие, но с деревянными ручками, но затем произошла смена на целиком мягкие импортные. У подружек родители так же прикупили кресла с деревянными ручками, вся мебель лишь слегка отличалась размерами и цветом обивки.
Еще один обязательный предмет интерьера — раздвижной полированный стол.
Этот предмет мебели мне всегда казался лишним из-за своей громоздкости,когда хотелось поиграть и побегать по дому, однако был полезен. В детстве я с удовольствием за ним рисовала, и карандаши никуда не падали раскатываясь по всей площади стола.
Торшер в доме- мечта каждой домохозяйки, признак благосостояния.
В нашем доме торшер был и не один. Мало кто мог пройти мимо такой вещи в магазине и самое интересное, что я не помню, как мы ими пользовались, и куда они потом пропали.
Висюльки в дверном проёме либо покупали готовые, но это было дефицитом и дороговато, либо делали сами, из фантиков от конфет или открыток.
В нашем доме были бамбуковые шторы с экзотическим рисунком. Мне они нравились, но был один минус- они гремели, а это развлекало только в самом начале, а потом появилась новая игра- пройти сквозь бамбуковые палочки, чтобы они не загремели.
Неизменные атрибуты гостиной: трехярусная люстра с пластмассовыми висюльками.
Это классический пример модного течения «хрусталь- чем больше, тем лучше». Хрустальную или стеклянную люстру могли себе позволить немногие, а имитацию из пластмассы сколько угодно. У всех была такая люстра, самый нудный момент- это мытьё каждой отдельной «сосульки». С каким же облегчением их снимали со своих потолков.
Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Вроде никому и не нужны, а без них — никак. Ну то есть совсем никак! Есть подозрение, что они входили в строительную документацию при проектировке «брежневок» и «хрущевок».
Ковры в СССР имели двойное значение: как предмет быта и как произведение искусства.
Они составлял неразделимую пару с хрусталем. Хрусталь был самым лучшим подарком, особенно вазы. Наверное, до сих пор чуть ли не в каждой семье есть хрусталь родом из СССР. Если на полу или на стене лежал ковер, а лакированная «стенка» ломилась от хрустальных вазочек и конфетниц, значит жизнь удалась и вошла в русло обеспеченности. Даже у самой нищей семьи должен был быть ну хотя бы один ковёр. Люди ходили на цыпочках по крашеному полу, но «периодический дефицит» прочно укреплялся на стенах домов. Счастливчики позволяли себе иметь по ковру в каждой комнате.
Лучшими считались туркменские, азербайджанские, грузинские, армянские и дагестанские ковры. Ежегодно устраивались выставки, издавались каталоги и художественные альбомы ковров.
Но искусство ковроткачества мало интересовало рядового советского гражданина, спешащего по первому снегу со свернутым в трубочку ковром, чтобы выбить из него многомесячную пыль. Именно ковер породил такой важный бытовой предмет, как красная пластмассовая выбивалка. Многие наверно помнят, как просыпались в воскресенье от ритмичный хлопков, выбиваемого соседями ковра.
Кроме эстетического значения, ковер на стене имел и практическое. Тонкие стены хрущевок были не способны защитить от звуков соседской жизни, и он выполнял функцию звукоизоляции, а так же в некоторых случаях прикрывали дефекты стены.
В нашем доме было много ковров: в каждой комнате по два. Откуда они появлялись и какими путями их «добывали» не могу сказать. Детьми мы всё воспринимали как само собой разумеющееся. Переехали в новый город- развесили ковры, мама пришивала ковровые кольца, папа вбивал гвозди в стену. У каждого над кроватью был свой ковер. То же самое я видела и у подруг, менялись узоры и цвета, не менялась обстановка и стиль советского жилища.
На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться. Это часть эволюции человеческих вкусов и предпочтений и этот этап мы должны были пройти, чтобы оценить сегодняшний день, сегодняшние возможности и предложения. И через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Мы пройдем через пластиковые окна, китайские светильники и микроволновки и придём еще к чему-нибудь. Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.
Несколько вариантов переделки советской мебели:
Источник
Несправедливо забытое прошлое
В одном таком гарнитуре размещался небольшой шкаф с вешалками и полками, закрывающийся распашными дверцами, несколько открытых полок или ниш, остекленный сервант. Конструкция устанавливалась на простые ножки, чаще всего они имели несколько футуристическую округлую форму и располагались под углом. Некоторые модели были дополнены квадратными антресолями.
Стенки советских времен, а именно 50-60-х годов, имели лаконичную окраску, Это были несколько оттенков коричневого, имитирующего натуральное дерево (орех, ясень, дуб). Именно тогда в моду вошло лаковое покрытие. Правда, первые образцы подобных гарнитуров для гостиной были хорошего качества. Глянец на многих из них не растрескался и поныне, даже спустя полвека.
Типичная стенка советская (лакированная), согласно своей минималисткой стилистике, оснащалась лаконичной фурнитурой. Ее фасады были гладкими — никакой резьбы и рельефности. Ручки также отличались сдержанностью, они были или в виде узких скобок, сделанных из металла, или представляли собой объемные шайбы из пластика черного или белого цвета.
Последняя советская мебель
Увы, но от подобного дизайна отказались довольно быстро. Причем выбор был сделан в сторону еще худших вариантов мебели. В 1962 году было создано специальное бюро, занимающееся разработкой мебели, имеющее статус всесоюзного конструкторского института. Работу ее сотрудников очень сильно усложняла государственная бюрократия и номенклатура. Сформировав проект неплохого дизайна, конструктору приходилось переделывать его под существующие детали и материалы, которые были на данный момент в государстве.
Начиная с 80-х годов о пресловутом высоком качестве советской мебели можно было уже забыть, как, собственно, и о ее нормальном внешнем виде. Именно эти стенки советского производства по большей мере дошли до наших времен. Это пресловутые «Альбина», «Простор», «Домино», «Орфей» и другие гарнитуры производства Одесского, Запорожского, Житомирского мебельных комбинатов.
Описание этих «шедевров дизайнерской мысли» очень колоритное. Были среди образцов и модели со вполне пригодным внешним видом, в основном если их создатели сумели обойтись без излишней лакировки и декора. Однако в основном именно украшения портили фасады шкафов, тумб и антресолей. Зачастую это была стилизация под лепнину, выполненная из тонкого пластика. Витиеватый узор получал поддержку также и в дверных ручках, которые были щедро украшены вензелями, а иногда и позолотой.
Советская стенка 80-х годов – это очень массивная конструкция, которую обычно размещали вдоль самой длинной стены в помещении, чаще всего в гостиной. Стандартная комплектация включала в себя высоченные модули разного предназначения. Например, одна такая вертикальная линейка могла состоять из нижней тумбы, поверх которой устанавливался стеклянный сервант, а антресоль, размещенная под самым потолком, венчала шкаф. Стенка формировалась из 3-5 таких сооружений. Среди них были и узкие пеналы, в которых теоретически должен был быть бар, но люди складывали в этот отсек все, что под руку попадало.
Глубина шкафов этого периода вызывала особо много нареканий со стороны потребителей, ведь в них часто даже не помещались стандартные вешалки.
Ужас под названием «советская мебель»
Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, которая в каком-то смысле касается всех и каждого — это убогая совковая мебель, среди которой выросло большинство из нас, а у многих в квартирах-бабушатниках она продолжает стоять до сих пор. Раньше для меня было загадкой — почему в стране, которая делала ракеты, была такая убогая, нефункциональная и попросту страшная мебель? А ответ на эту загадку чрезвычайно прост — это наглядный показатель приоритетов государства, в котором качество жизни населения всегда стояло на последнем месте.
Как я уже написал выше — совковая мебель продолжает стоять во многих квартирах и сейчас — и если у вас дома есть что-то, о чём я расскажу в сегодняшнем посте — рекомендую это немедленно выбросить с балкона — после чего вы сами удивитесь, насколько приятнее станет в квартире.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о страшной советской мебели. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Из истории мебельного вопроса.
Все годы своего существования СССР был страной бедной, а в довоенные времена — ещё и нищей. Государство думало о сплошной коллективизации и беспрерывном нагнетании общественной пользы, но обычные люди жили всё хуже и хуже. Если посмотреть на быт среднестатистического горожанина 1920-1930-х годов, то можно увидеть, что новой мебели в их домах не было вообще. До 1940-х годов страна «проедала» ещё царские запасы мебели и предметов интерьера — во всех фильмах довоенной эпохи можно увидеть венские стулья, тяжелые дубовые столы и резные буфеты, высокие платяные шкафы и прочую подобную обстановку.
Что производилось из мебели в те годы? Делались панцирные кровати (чаще всего — в небольших кроватных мастерских при крупных предприятиях), выпускались отельные предметы мебели, собранные в небольших артелях — главным образом, простенькие кухонные комоды, сбитые из клееного щита, буфеты, табуретки, простые стулья и прикроватные тумбочки. Всё это производилось кустарным способом, сбивалось гвоздями и красилось самой простой масляной краской.
В послевоенное время государство решило, что теперь неплохо подумать бы и о комфорте в стране развитого социализма, и начало выпускать мебельные гарнитуры, а ближе к семидесятым годам — так называемые «секции», которые хорошо всем вам знакомы. Ещё начали появляться мягкие кресла, диваны и прочее подобное. Более-менее качественные гарнитуры были редкостью и тут же становились дефицитом, очередь на который могли вам продать или уступить, такой эпизод показан например в советском фильме «Взрослые дети» 1961 года.
Из личной истории семьи — мой дед, чтобы более-менее прилично обставить квартиру, ездил в конце пятидесятых годов в Вильнюс за мебельным гарнитуром для спальни — привёз оттуда трёхстворчатый шкаф, пару кресел и тумбочки более-менее приличного вида, покрытые лакированным шпоном. В Минске же можно было купить только грубо собранную мебель для кухни, вроде буфета или комода, крашенную белой краской и собранную в тех же артелях. Продавалась она в магазине «Мебель», который был на проспекте недалеко от площади Победы — в нём покупали мебель герои снимавшегося в Минске фильма «Наши соседи» (1957 г) и примерно в те же годы там закупалась мебелью моя бабушка.
Вот, я специально нашел старые фото из бабушкиной квартиры. Кадр слева — шпонированная тумба в прихожкй, привезённая из Вильнюса. На втором фото в кухне у окна можно увидеть артельский белый буфет — в Минске пятидесятых можно было купить только это:
А что у них?
При этом на Западе, при другой общественно-политической системе всё развивалось совсем иначе. Не верьте тем, кто показывает на СССР шестидесятых годов и говорит — «ой, так это же всё эхо войны!» Послеовенная Германия, разорённая Гитлером и войной, вышла на довоенный уровень производства уже к 1951 году, спустя всего 6 лет после войн, и дальше продолжала развиваться стремительными темпами — так что всё дело в качестве управления.
В послевоенной Европе одна за другой стали появляться компании, которые производили качественную, и при этом недорогую мебель. Многие небольшие фирмы, бывшие до этого фактчиески чем-то вроде советских артелей (где 10-15 человек вручную собирали столы и стулья) обрастали промышленными мощностями и конвейерами — это позволяло делать мебель более дешевой и доступной.
Наверное, самой известной из всех стала компания IKEA — она начала развиваться в послевоенные годы в Швеции, в которой было сформировано коалиционное правительство социал-демократов, которое проводило либеральную полититку, направленную на рост экономики — и экономика росла в неверояно бурном темпе.
Именно тогда IKEA и стала популярной, она предлагала недорогую, но при этом качественную мебель — значительного удешевления продукта удалось достигнуть благодаря самостоятельной сборки мебели покупателем, а также многократным удешевлением логистики — вся мебель перевозилась в собранном виде в плоских коробках и не требовала много места. Кроме того, эта мебель обладала красивым минималистичным дизайном, который вписвался в любой интерьер.
А теперь давайте посмотрим, что было в СССР.
Страшная советская мебель.
Как и во всём, что было связано с бытовыми вещами, СССР передирал дизайн мебели у той же Икеи, но делал это бездарно, плохо и без понимания технологических процессов. Скажем, «квадратный» дизайн мебели семидесятых годов на Западе был продиктован условиями её сборки — она продавалась в разобранном виде в плоских коробках и занимала очень мало места в машине при доставке.
В СССР же просто тупо копировали внешний вид, особо не вдаваясь в технологические подробности. Получалось это чаще всего плохо — так как во-первых, дизайн передирали бездарно, а во-вторых — ужасным было качество фурнитуры и остального. В отсутствии конкуренции никто не думал о красоте, технолог-конструктор смотрел на проект дизайнера и заявлял примерно следующее — «вот у вас тут написано «шпоночное соединение», это дорого и долго, забъём обычным типовым гвоздём — и так купят!».
Именно таким образом рождались советские мебельные уродцы, хорошо всем вам знакомые. Во-первых, это мебельная стенка, которую иногда называют также «секцией». Каноничная совковая мебельная стенка выглядит примерно так и занимает всегда полкомнаты — что превращает и без того узкие комнаты панельных домов в совсем уж узкие «пеналы». Дверцы часто были кривыми и косыми, фурнитура никуда не годилась и в целом в сравнении с той же Икеей тех лет всё выглядело убого:
Во-вторых это, конечно, сервант — его покупали часто в совсем уж маленькие хрущёвки с «залом» по 12 квадратных метров как некий уменьшенный аналог секции. Качество было как всегда убогим — серванты часто шатались, под ножки приходилось подкладывать сложенные вчетверо картонки. В отличие от лёгких икеевских материалов, советский сервант был сработан из тяжеленного и толстенного ДСП, которое при этом было низкого качества, рыхлым — при повреждении верхнего слоя его можно было раструщить пальцем.
В третьих — это ужасные и убогие совдеповские «столы-книги». Типовой советский стол-книга был «нашим ответом Икее» в плане складной мебели, но представлял собой невероятное убожество — он был тяжелый, неудобный, кривоногий, и кроме того, в отличие от икеевских столов — вообще никак не мог использоваться в собранном виде. В собранном виде это был гладкий и строгий бордовый четырёхугольник, напоминающий мавзолей Ленина. Сидеть за ним было нельзя — на мавзолей можно только любоваться.
В четвёртых — это страшные и убогие совковые кресла. Выглядели они всегда одинаково — колченогая шаткая конструкция, которая начинала болтаться уже после года-двух использования, рсцветка обивки — как правило, или мрачная, или вырвиглазно-тошнотная. Ни одно совковое кресло (особенно сделанное в семидесятые годы и позже) не вызывает сейчас желания купить его в качестве «винтажной мебели» — с годами всё убожество стало ещё более явным:
В пятых — это невероятно жуткие совковые диваны, которые своим убожеством и бесформенностью больше всего напоминают советские электрогитары — если электрогитары в СССР делали такими, чтобы люди не играли толком рок-музыку, то диваны видимо делали такими, чтобы в СССР не было секса)
Типичный совковый диван — это всегда нечто бесформенное, не имеющее стиля и крайне некачественно сконструированное. Такие диваны, как правило, неудобно раскладывались и быстро ломались — особенно часто отлетали боковушки. Помню, у нас дома у совкового дивана отломалось такое деревянный подлокотник сбоку (жутко неудобный, об который постоянно больно ударялись локти) — оказалось, что такая тяжелая деталь целиком была посажена на маленький вклееный деревянный шип, и было достаточно небольшого усилия, чтобы начисто отломать подлокотник.
В шестых — это невероятное дерьмо, которое в СССР предлагали в качестве мебели для кухни. Совковые мебельные гарнитуры были того же стабильно плохого качества, что всё остальное — тяжелые дверцы, что спустя время отвисали вкривь и вкось, плохое качество ДСП — материал был слишком мягким, но при этом толстым и тяжёлым, отсутствие внятного дизайна — словом, совковая кухня отлично дополняла всё остальное.
В конце ещё можно вспомнить про страшные совковые шкафы и про кровати — точнее, про их отсутствие. В малогабаритных советских квартирах нормальная кровать с нормальным матрасом была редкостью — целые поколения советских людей спали на полуторных «тахтах» и на тех самых раскладных диванах.
Такие дела.
А вы помните советскую мебель? Может быть и сейчас ещё что-то храните из тех комплектов? Что можете о ней сказать?
От «самодела» до массовой штамповки
Основной производитель мебели в Советском Союзе – это государственные предприятия. Они располагались по большей мере в европейской части страны (на территории нынешней России, Украины, Беларуси). Комбинаты группировались возле крупнейших по количеству населения городов, таких как Москва, Ленинград, Киев, Харьков. Каждый гарнитур имел фабричное название, но в народе мебельные стенки получали другое наименование, связанное с местом, где они были сделаны: стенка «житомирская», «одесская», «московская», «югославская», «чешская».
Большие предприятия делали сборную мебель, которая реализовывалась в упакованном виде, владелец же самостоятельно собирал свой «конструктор». Стоит отметить, что разработка гарнитуров производилась с учетом типичных расчетов жилых помещений, а сама стенка должна была войти в комнату максимально гармонично.
Те же, у кого была такая возможность, приобретали изделия, созданные по индивидуальным заказам, добывали старинную мебель или реставрировали то, что досталось им от зажиточных предков.
Советская мебель в современном интерьере
Любая мода возвращается. Поэтому советская мебель в современном интерьере появляется все чаще. Это могут быть отдельные небольшие предметы: ковер, торшер, тумбочка, настенный шкафчик. Но иногда в квартиру «возвращают» стенку, стол со стульями, трельяж, горку.
Главный принцип создания таких интерьеров – в комнате должен быть один или максимум два раритета. Можно оставить спальный или обеденный гарнитур, поставить винтажное кресло и рядом с ним торшер или же в углу спальни место займет старое трюмо. Но в создании современного убранства важно не загромождать пространство советской мебелью и ставить несколько старых предметов.
«Наш» импорт
Иногда в продажу поступали стенки импортного производства. Причем таковыми являлись даже те изделия, которые были родом из очень недалекого зарубежья – ГДР, Югославии. Достать и купить такую мебель, было пределом мечтаний любого владельца собственного жилья. Она служила идеальным поводом для гордости и хвастовства хозяевами перед гостями, родственниками и соседями.
Стоит отметить, что такие советские стенки в интерьере смотрелись наиболее выигрышно. К тому же и качество их было на уровень выше, чем у продукции фабрик собственного производства, расположенных на территории СССР, особенно если брать в расчет мебель, изготовленную непосредственно накануне распада Союза.
Те, кому посчастливилось побывать заграницей в эпоху тотального отрицания вредоносного капитализма, отмечают, что советские стенки и мягкая мебель, изготовленные во времена «оттепели», во многом походили на популярную тогда обстановку интерьера на Западе, да и по качеству эти товары были ничем не хуже импортных. К слову, мебель в минималистском дизайне, распространенная в нашей стране в 50-70-е годы, была прототипом товаров из шведской «Икеи», которая уже тогда начала свое функционирование на территории Европы.
Интерьерное чудо
Встретить мебель времен СССР сейчас не так уж и трудно. Особенно распространена она в квартирах, где проживают люди преклонного и пожилого возраста. Молодежь по большей части старается избавляться от этого «чуда», отдающего нафталином. Редко какая стенка выглядит сносно до сих пор, а уж тем более сумела сохраниться в своем первозданном виде.
На просторах тематических дизайнерских форумов очень часто можно встретить призыв о помощи от тех, кому выпало стать «счастливым» обладателем громоздкой советской стенки. Люди в основном интересуются, как ее вписать в интерьер максимально грамотно. Специалисты советуют в первую очередь избавиться от стереотипного мышления и не выставлять гарнитур именно «стенкой», рассредоточив модули по углам, а то и вовсе отчасти избавиться от них. В первую очередь это касается сервантов, заполненных хрусталем и морально устаревшими сервизами.
Менять нельзя выбрасывать
Конечно, хорошая мебель сейчас стоит больших денег, купить ее далеко не каждому по карману, а потому многим приходится мириться с соседством бабушкиных стенок. Но ведь далеко не всегда это гарнитуры плохого качества, с непродуманным функционалом и провисшими дверцами. Люди, которые ухаживали за своей мебелью, своевременно ее чинили, сохранили и с удовольствием пользуются этими шкафами и тумбами до сих пор.
К тому же, если вам посчастливилось стать обладателем стенки в стиле минимализма, ар-деко, а то и вообще «сталинского ампира», которая была выпущена до 80-х годов, то после реставрации она сможет прослужить еще не один десяток лет, а по внешнему виду ее трудно будет отличить от современной импортной мебели.
Стиль ретро в интерьере 2020
Советская мебель может стать заметным элементом интерьеров следующих стилей:
- скандинавский;
- ретро;
- классический;
- минимализм;
- прованс;
- лофт.
На фото можно увидеть, как органично старинные предметы мебели вписываются в такой дизайн. Для классического стиля ретро характерны:
- насыщенные цвета;
- обои с примитивными рисунками;
- грубая штукатурка;
- пол с геометрическим рисунком;
- яркие ковры с высоким ворсом;
- мебель необычной формы.
Для такого интерьера в стиле 50-70-х годов подойдет лакированная мебель из дерева и из блестящей пластмассы. В гостиную, например, можно поставить диван на коротких стальных ножках, обитый грубой красной, оливковой, синей тканью. На стены крепят книжные полки, которые закрываются стеклом, а в центр ставят деревянный журнальный столик с лаковой крышкой. В такой ретродизайн впишутся торшер с тканевым абажуром, полированный сервант, книжный шкаф под самый потолок, круглые кресла из толстого пластика. В сервант можно поставить проигрыватель для пластинок, вазы из цветного стекла. На пол кладется плитка в шахматном порядке, паркет или коричневый ламинат. Если не удалось найти настоящую советскую мебель, можно купить стилизованную. Есть целые дизайнерские коллекции, в которых входит много предметов интерьера в стиле ретро.
Для кухни прованс подойдет большой деревянный буфет. Его можно покрасить в оливковый, бирюзовый, сиреневый или бежевый цвет, а на створках сделать роспись. Вокруг стола желательно поставить винтажные стулья мягкие деревянные времен СССР. Но если они темного коричневого цвета, то их нужно декорировать «под прованс».
В кабинет сканди впишется светлый лакированный письменный стол и мягкий деревянный стул. А для скандинавской гостиной подойдет советский диван с мягкими подлокотниками. Если на него положить яркие диванные подушки, то он будет смотреться стильно и совсем иначе.
Для лофта характерна деревянная мебель с блестящей ламинированной поверхностью. Но важно, чтобы слой лака не скрывал фактуру дерева, а хорошо был виден природный рисунок. В квартире в стиле минимализм также найдется место для советской деревянной мебели. Темный лакированный комод можно поставить в прихожую, а тумбочки с круглыми золотыми или серебряными ручками – в спальню или гостиную.
Вторая жизнь
Конечно же, тогда у читателей может возникнуть вполне резонный вопрос о том, как обновить старую советскую стенку. Все зависит от того, насколько хорошо сохранилась мебель, в каком состоянии ее фурнитура, а также из чего она вообще сделана.
Если по большому счету с ней все хорошо, а реставрации требуют лишь фасады шкафов, то нужно включать фантазию и работать над созданием нового внешнего вида уже порядком надоевшей мебели. Существуют специальные организации, которые выполняют подобную работу, их дизайнеры делятся секретами своей работы и рассказывают, в каких направлениях можно поработать:
- перестановка;
- смена цвета;
- декор.
Все эти действия можно выполнять по отдельности или вместе. Тогда уж наверняка вы получите совершенно другую мебель. Декор советской стенки делают при помощи смены фурнитуры. Иногда бывает достаточно поменять дверные ручки в шкафу, а от этого полностью меняется его внешний вид. Также можно поработать и более кардинально, изменив стилистику фасадов. В качестве вспомогательного материала используют и текстиль, и камни, и краски для росписи.
Перезагрузка
Полноценная переделка старой советской стенки – это сложная и кропотливая задача, требующая не одного дня работы. Прежде чем приступать к делу, важно полностью продумать расположение мебели после реставрации, а также ее стиль. Гарнитур можно переделать так, что от него прежнего останется лишь каркас, а все остальные детали будут полностью или частично заменены и обновлены.
Первоочередному ремонту подлежат поворотные механизмы и фурнитура – трубы для вешалок, крючки, петли на дверных ручках, направляющие в выдвижных ящиках, которые в советских стенках были сделаны или из пластмассы или из деревянных реек, а потому ячейки спустя несколько лет использования просто заваливались друг на друга.
Следующим шагом может быть устранение других возможных огрехов – шпаклевка дыр, трещин и прочего брака. Однако если в планах есть покраска мебели в новый цвет, нужно снять ее верхнее покрытие, особенно если это лакированное изделие. Красят обычно нитроэмалью по предварительно грунтованной поверхности.
Сама расстановка стенки играет немаловажную роль. Минус такой мебели в том, что между шкафами живописно зияют огромные щели, это очень портит ее внешний вид. Избежать этого можно, стянув секции болтами поверху.
Мебель для гостиных в стиле классика
Современный интерьерный рынок предлагает богатый выбор мебели для классических гостиных: всевозможные буфеты, стилизованные под антиквариат, кресла-бержеры, диваны Честерфилд, напоминающие об Англии. Элементы меблировки здесь достаточно декоративны. В оформлении корпусной мебели активно применяется резьба по дереву. Что касается кресел и диванов, то они могут быть обиты текстилем с дамасским или цветочным узором.
Встроенные стеллажи
На фото: Встроенные стеллажи в интерьере гостиной в стиле современная классика
Согласитесь, что классическую гостиную сложно представить без книг. Тем более, если в квартире нет отдельного кабинета с библиотекой. Вместо привычных книжных шкафов, которые занимают много места, в маленькой комнате для приема гостей можно обустроить пару встроенных стеллажей. Так вы получите дополнительные полки для хранения как книг, так и подсвечников и прочих сувениров.
Деревянные тумбы и буфеты
На фото: Гостиная-столовая с массивной деревянной мебелью
Деревянная тумба с выдвижными ящиками и пара буфетов или витрин станут отличным дополнением ТВ-зоны. Такая мебель позволит выставить на всеобщее обозрение фамильные сервизы, старинные часы, подсвечники и прочие элементы декора. При этом, если вы создаете в гостиной столовую, то важно, чтобы столешница и стулья были из той же или близкой коллекции, что и буфеты с тумбой.
Вольтеровское кресло
На фото: Вольтеровское кресло в каминной зоне гостиной
Вариаций на тему вольтеровского кресла сегодня существует множество. Одна из них представлена на фото интерьера каминной зоны выше. Это уютное глубокое кресло с «ушами», изначально предназначавшимися для защиты от сквозняков, — идеальное место для того, чтобы насладиться чтением или просто отдохнуть, наблюдая за «танцем» язычков пламени в очаге.
Книжные шкафы
На фото: Благодаря книжному шкафу, гостиная превращается в домашнюю библиотеку
Если площадь классической гостиной позволяет, то здесь можно установить книжный шкаф, который превратит комнату в настоящую домашнюю библиотеку. И не забудьте о камине и паре вольтеровских кресел, где будет удобно не только читать шедевры мировой классики, но и часами беседовать с другом на философские темы.
Светлая мягкая мебель
На фото: Дизайн-проект бежевой комнаты для приема гостей
Мягкая мебель в гостиной в стиле классика не обязательно должна быть пышной, с дорогой обивкой или «каретной» стяжкой в декоре. Неоклассика предполагает использование достаточно простых минималистичных диванов и кресел современных минималистичных форм. Это могут быть практичные модели бежевого цвета. При этом, такая мягкая мебель может смотреться не менее помпезно и нарядно, чем те же кресла-бержер или диваны Честерфилд, если снабдить ее подходящими аксессуарами в виде диванных подушек, например.
Антикварные буфеты-витрины
На фото: Интерьер гостиной в стиле классика с буфетами-витринами
В этих достаточно массивных буфетах, стилизованных под антиквариат, много исторических черт: кажется, что они еще совсем недавно украшали гостиную в какой-нибудь дворянской усадьбе. Такие шкафы для посуды станут достойным местом для хранения и дорогих антикварных ваз, и сервиза, доставшегося в наследство от бабушки.